Эти упражнения помогут снизить тревожность и научат ребенка управлять своими эмоциями

УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЙ МЕЛОК» 

Есть хорошее развлечение — рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Эта игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т.к. они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому лучше использовать модификацию данной игры. 

Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце ласковым мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь, сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим ласковым хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.                                                  

УПРАЖНЕНИЕ «АПЕЛЬСИН»

Ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите ребенка представить, что к его правой руке подкатился апельсин, пусть он возьмет его в руку и начнет выжимать сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд). «Разожми кулачок, откати апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая… мягкая… отдыхает...». Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями — достаточно одного раза (с левой и правой рукой). 

УПРАЖНЕНИЕ «СДВИНЬ КАМЕНЬ»

Ребенок лежит на спине. Попросите его представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8-12 секунд). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теплая… мягкая... отдыхает...». То же самое проделывается с левой ногой. 

УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕРЕПАХА»

Упражнение делается лежа, лучше на боку или животе. Попросите ребенка представить, что он маленькая черепашка, которая лежит на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря — по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая... Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (ребенок сильно напрягает спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; и так же напрягает шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь; 5-10 секунд). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5-10 секунд). 

 УПРАЖНЕНИЕ «РАССЛАБЛЕНИЕ В ПОЗЕ МОРСКОЙ ЗВЕЗДЫ»

Это упражнение следует делать как завершающее после предыдущего комплекса или каких-либо других упражнений, содержащих элементы напряжения и расслабления. Желательно упражнение выполнять под музыку. Ребенок ложится расслабленно в позе морской звезды. Попросите его закрыть глаза и представить место, где он любит отдыхать, где он всегда себя хорошо и безопасно чувствует. Это может быть реальное место или вымышленное. Затем пусть он представит, что находится в этом месте и делает в этом месте то, от чего он испытывает радость и удовольствие (в другом варианте – то, что хочется). Продолжительность упражнения 1-2 минуты. В конце упражнения попросите ребенка открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вздохнуть и встать.

Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций

Обнаружив у своего ребенка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в описанные ниже игры. Также полезными будут игры при затруднении в общении и использование методов художественного творчества, танцевально-двига­тельной терапии.    

Для первой стадии отреагирования гнева наиболее эффективными являются:

  • комкать и рвать бумагу
  • бить или пинать ногой подушку
  • топать ногами
  • громко кричать, используя «стаканчик для криков» или трубу
  • написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу
  • втирать пластилин в картонку или бумагу
  • использовать водяной пистолет,
  • надувные дубинки или батут.  

Существуют также игры для выплеска гнева, которые помогут в том числе и взрослым:

«Подушечные  бои»   (для   детей   с   5  лет)

Для игры необходимы маленькие подушки. Иг­рающие кидают друг в друга подушками, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по различным частям тела. Сюжетом игры может быть

«Сражение двух племен» или «Вот тебе за…»

Игру начинает взрослый, как бы давая разрешение на подобные действия, снимая запрет на агрессию.  

«Выбиваем   пыль»   (для   детей   с   4   лет)

Каждому участнику достается «пыльная» подушка. Он  должен,   усердно  колотя  руками,   хорошенько  ее «почистить».  

«Детский   футбол»   (для   детей   с   4   лет)

Вместо мяча  —  подушка.  Играющие разбиваются на  2 команды. Взрослый судья.  Играть  можно руками   и   ногами,   подушку  можно  пинать,   кидать, отнимать.  Главная цель — забить в  ворота  гол. Взрослый следит за соблюдением пра­вил: нельзя пускать в ход руки и ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.  

«Падающая башня»   (для детей с 5 лет)

Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника — штурмом запрыгнуть на нее, издавая победные крики, типа: «А-а-а», «Ура!» и т. д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив ее стены. Каждый участник может сам себе строить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить. После каждого штурма «болельщики» издают гром­кие  крики  одобрения  и  восхищения:   «Молодец!», «Здорово!»,   «Победа!»   и  т. д.  

«По  кочкам»   (для  детей  с  5  лет)

Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие — лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую кочку. Взрослый тоже прыгает по кочкам. Если между «лягушками» дело доходит до серь­езного конфликта, он подскакивает и помогает найти   выход.  

«Уходи,   злость,   уходи!»   (для   детей   с  4   лет)

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упраж­нение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты. Следите, чтобы ударяя руками по подушке, дети не попадали очень часто по рукам соседа. Отдельные попадания полезны.  

«Брыкание»   (для   детей  с  6  лет)

Участники разбиваются на пары. Один лежит на полу, другой стоит напротив. По команде стоящий наваливается руками на согнутые в коленях ноги лежащего. Лежащий сопротивляется «нападению» и при этом громко кричит: «Нет!» Упражнение длится 2—3 минуты, затем пары меняются ролями. «Нападающий»  давит только руками, а не телом. Защищающийся    брыкается    только    ногами,    без помощи   рук.  

«Два  барана»   (для  детей  с  5  лет)

«Рано-рано два барана повстречались на мосту». Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинулся проиграл. Можно издавать звуки «Бе-е-е». Следите, чтобы «бараны» не расшибли себе  лбы.  

«Курицы   и   петух»

На скамейке — «насесте» тесно стоят «курицы», креп­ко уцепившись ступнями. «Петух», заложив руки за спину, гордо прохаживается вокруг «насеста». Неожиданно он толкает одну из «куриц». Та должна удержаться на «насесте», не столкнув при этом соседей. Тот, по чьей вине курицы упали, становится петухом.  

«Штурм   крепости»   (для   детей   с   5   лет)

Из попавшихся «под руку» небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги, одеяла и т. д. — все собирается в одну большую кучу). У играющих есть мяч — «пушечное ядро». По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча «крепость» не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.  

«Тигр на охоте»   (для   детей   с   5   лет)

Взрослый — тигр. За ним встают тигрята. Тигр обучает детей охотиться. Тигрята должны подражать движениям и не выскакивать вперед тигра, иначе получат шлепок. Тигр очень медленно выставляет вперед одну ногу с пятки на носок, вытягивает одну когтистую лапу, потом выставляет вторую ногу, вторую лапу, подгибает голову, выгибает спину и медленно и осторожно крадется к добыче. Сделав 5—6 таких скачков, он группируется, поджимает к груди лапу, голову, приседает, готовясь к решающему прыжку, и резко прыгает, издавая громкий клич: «Ха!» Тигрята делают все это с ним одновременно.  

«Жужа»   (для   детей   с   6   лет)  

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам. Взрослый следит за формой выражения «дразнилок». Они не должны быть обидными и болезненными.

«Переезд»   (для   детей   с   5   лет)

Осмотрите помещение, где вы занимаетесь. А теперь представьте, что здесь можно изменить. Пере­двиньте стулья, столы — все, что под силу, поменяйте местами книги, игрушки, посуду, измените все, что можно изменить. Сделайте так, чтобы комнату было не узнать. Посидите, посмотрите, как вам больше нравится. Если было лучше, потрудитесь и верните все на свои места.  

«Час тишины и час «можно»» (для   детей   с   4   лет)

Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них и т. д. «Часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.  

«Ругаемся   овощами (фруктами)»   (для   детей  с   5  лет)

Предложите   детям   поругаться,    но   не   плохими словами,   а…   овощами:   «Ты — огурец»,   «А ты — редиска»,   «Ты — морковка»,   «А  ты — тыква»   и т. д. Прежде чем поругать ребенка плохим словом,   вспомните  это  упражнение.  

«Нет!   Да!»   (для   детей   с   5  лет)

Дети свободно бегают по помещению и громко-громко кричат «Нет! Нет!».

Встречаясь, заглядывают в глаза друг другу и еще громче кричат «Нет!», «Нет!». По сигналу ведущего продолжают бегать, но кричат уже «Да! Да!», заглядывая друг другу в глаза.  

«Маленькое привидение»  

Ведущий сообщает детям, что сейчас они будут играть в маленьких добрых привидений, которым захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По хлопку ведущего дети приподнимают согнутые в локтях руки с растопыренными пальцами и начинают завывать «У-у-у!». Если ведущий хлопает тихо, дети гудят тихо, а если громко, то пугают друг друга громкими голосами. Дав детям пошуметь, ведущий прекращает игру.  

«Щит и меч»   (для   детей   с   5  лет)

Взрослый держит щит, ребенок бьет по нему мечом.

И помните, наши дети берут пример с нас – родителей.

 

 

 

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 451 гость и нет пользователей

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.